Довольно часто из новостей мы узнаем, что «в подпольной лаборатории Н-ского университета синтезирован новый наркотик». Сообщается, что такие вещества никогда ранее не встречались милиционерам, действуют в тысячи раз сильнее героина и вообще, очень опасны, поэтому скоро все непривычные к ним наркоманы умрут от передозировки…
Лабораторные работы

Отдельные (наивные) абитуриенты химических ВУЗов думают, что через несколько лет обучения смогут организовать маленький заводик по производству наркотиков. Чтобы не попадать под уголовную ответственность, они создадут новое вещество, которое в списках психотропных и психоактивных не числится, но эффект дает не меньший, чем вся уже имеющаяся "дурь".

"Изобретение" таких наркотиков как правило напоминает процесс создания новых лекарств. Зная химическую структуру молекулы какого-то препарата, к ней «пришивают» еще пару атомов, и затем смотрят на эффект. У богатых фармкомпаний для этих целей, конечно, имеются целые «полчища» ученых и подопытных «кроликов». А вот юным химикам, как это не печально, весь эффект приходится пробовать на себе или друзьях-добровольцах. И, если они выживают и действительно получают от нового препарата «кайф», можно приступать к следующей фазе этого рискованного мероприятия.

Дальше становится страшно. Ведь надо «внедриться» в уголовный мир и продать распространителям наркотиков пробную партию своего нового зелья. Причем, дилеров необходимо убедить, в том, что «эта дурь» ничем не хуже популярных наркотиков, а стоит при этом дешевле.

Вот примерно на этой стадии эксперименты и заканчиваются. «Барыги» оказываются переодетыми сотрудниками милиции, и вооружены законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». А в нем четко указано, что производство и распространение аналогов наркотических средств, пусть даже не указанных в каком-либо перечне, наказывается так же, как и продажа обычных наркотиков. А под аналогом подразумевается вещество, которое по химической структуре и действию сходно с известным наркотиком. Обе части этого определения — как раз наш случай, и юные химики покидают не только свою лабораторию, но и наше с вами свободное общество.
Эскулапова дурь

В законе о наркотиках, все же есть одна лазейка, но только в теории. Воспользоваться ей на практике кто только не пытался, но по-настоящему удавалось это, пожалуй, только медикам. И то, совсем не со зла.

Дело в том, что юридически неизвестное вещество считается наркотиком только если и химическая структура, и физиологический эффект сходны с известными препаратами. А ведь возможен вариант, когда структура совершенно новая, физиологический механизм неизучен, а «кайф» есть!

C такими «побочными эффектами» медики сталкивались довольно часто. Пожалуй, самый известный пример — фенамин или амфетамин. Какое-то время эти таблетки продавались в советских аптеках без рецептов — как средство для повышения артериального давления. А в США их применяли как таблетки от лишнего веса и долгое время не догадывались о побочных эффектах. У нас в стране (хотя, доподлинно это неизвестно) фенамин был популярен среди студентов-медиков, которые с его помощью готовились к экзаменам. Только, принимая его слишком рано, к экзаменатору зачастую они попадали уже в состоянии ступора…

Понятно, что от таких ошибок — когда совершенно новый препарат неожиданно оказывается наркотиком — никто не застрахован. Однако сейчас для того, чтобы запустить в производство лекарство, нужно провести серию экспериментов на животных, а затем клинических испытаний. И вероятность, что современные медики «внедрят» новый наркотик, очень мала.
Самогон

О том, что наркотики можно изготовить из подручных средств, порой вспоминают даже деревенские бабушки в ожидании пенсии. И некоторые из них, возможно, с помощью более молодых товарищей, начинают варить «зелье». О том, насколько оно «эффективно» или безопасно, остается только догадываться — рецептура производства спрятана в чулане за семью замками.

Печально, но слухи о том, что кроме традиционного самогона у «бабы Нюры» можно приобрести «стимулятор новых ощущений», ходят не в одной российской деревне.

В роли наркодилеров порой пытаются выступить иностранцы. Дело в том, что в других климатических условиях можно найти растения, курение или употребление которых в пищу может вызывать наркотическое опьянение. В качестве примера можно привести «кот» (khat), который выходцы из Африки переправляют в США, завернутым в банановые листья. Однако на самом деле, через границы довольно сложно перевезти как растения, так и животных. И поставка непроверенного «кота» оказывается мероприятием не менее опасным, чем ввоз традиционных наркотиков.
Чем богаты, тем и рады

На самые отчаянные поиски нового зелья решаются непосредственно наркоманы. К ним порой примыкают и алкоголики, которые по каким-либо причинам не могут найти себе бутылку. Причем, особенно распространено такое изобретательство в деревнях. Курить пытаются что угодно — от размолотого в порошок аспирина или димедрола до чайных листьев, вымоченных в ацетоне. Пить и нюхать — от дихлофоса до ацетона и клея.

Но самое последнее «изобретение» — биологические наркотики. Например, индусы порой вызывают эйфорию и галюцинации укусами скорпионов — все эти ощущения приходят сразу после того, как отступит боль. А в Перми поступили проще — смешивали гашиш с куриным пометом. И оказались в больнице с диагнозом «острое отравление».
Легальные новые наркотики

Не секрет, что наркотические средства применяются не только нелегально. Они довольно часто используются для обезболивания в онкологии, хирургии и других областях медицины. И, как и в «ненаркотической» фармакологии, постоянно идет разработка новых препаратов такого типа. За годы исследований эти обезболивающие по сравнению с тем же опием стали гораздо в меньшей степени наркотиками и в большей — анальгетиками. И, можно надеяться, вскоре в ящике фельдшера «скорой помощи» наркоманам вовсе будет нечего искать…