О том, что дистанция между ядом и лекарством измеряется всего лишь дозировкой, знал еще Парацельс 500 лет назад. Нет смысла рассказывать о том, что думает человеческая печень о разнице между бокалом и бутылкой вина. Однако как же легко вызвать бурное негодование в медицинских и околомедицинских кругах, заявив, что аналогичным образом дело обстоит и со знаменитым каннабисом (посевная индийская конопля, Cannabis sativa), из которого делают не менее знаменитую марихуану, у нас больше известную под именем анаша или "травка".
А между тем в данном случае дело обстоит точно так же: низкие дозы этого растительного сырья могут быть прекрасным лекарством. Использование конопли в лечебных целях уходит корнями в медицинские традиции древнего Китая, Индии и Египта, рассказывает председатель общества «Каннабис — в медицину», врач из Кельна Франьо Гротенхермен (Franjo Grotenhermen). К слову, упомянутое общество представляет собой союз немецкоговорящих врачей, фармакологов и, что самое главное, пациентов, которые выступают за разрешение использование конопли в медицинских целях. Свои выступления они обосновывают стремлением помочь многим больным, страдающим от побочных действий традиционных лекарств.
Но вернемся от митингующих сторонников легализации марихуаны к истории вопроса. В медицинские учебники европейских врачей конопля попала в середине XIX века с подачи британских медиков, которые принесли знание о лечебной траве из в то время еще колониальной Индии. Они по достоинству оценили обезболивающее, успокоительное и противовоспалительное действие конопли.
Основная проблема заключалась лишь в том, что концентрация действующего вещества в конопле достаточно нестабильна, хотя дозировки требуется соблюдать весьма точно. Сегодня фармакологи уже точно знают, что полезного есть в конопле: из 480 известных на сегодняшний день химических соединений, главным действующим веществом (с точки зрения фармакологов) является дельта-9-тетрагидроканнабиол (Δ9-ТГК, Δ9-THC).
Но на этом открытии ученые не успокоились: 25 лет назад, прочесав человеческий организм сверху донизу, они все-таки смогли описать специфические каннабиноидные рецепторы, обнаруженные в мозге, в иммунной системе и некоторых других органах. Особенно много этих рецепторов присутствует в тех участках мозга, которые ответственны за восприятие боли. Именно поэтому коноплю часто пытаются использовать при хронических болях (мигрень, дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата, повреждения нервов и т.д.).
Лучше всего изучена способность THC подавлять тошноту и стимулировать аппетит у больных СПИДом и раковых больных. Так, больные с тяжелыми формами злокачественных опухолей часто страдают от последствий химио- и лучевой терапии, самым частым из которых является тошнота. Она бывает настолько сильной, что больные часто просто не могут есть. А поскольку вещества, содержащиеся в конопле, помимо подавления чувства тошноты, еще и стимулируют аппетит, то использование их могло бы препятствовать нарастающей потере веса пациентов (добавим: в случае разрешения использования конопли).
Также клинически изучено и подтверждено положительное действие конопли при глазных заболеваниях, связанных с повышением внутриглазного давления (под действием каннабиса давление внутри орбиты понижается на 50%). Что касается передозировки конопли, то это состояние опасно только для психики больного, поскольку в жизненно важных центрах продолговатого мозга рецепторы к каннабису отсутствуют. Несмотря на перечисленные выгоды, в большинстве стран каннабис находится под официальным запретом.
Однако упрямые ростки конопли пробиваются к свету сквозь все запреты, и с 1985 года в США было разрешено использование в медицинских целях синтетического THC — дронабинола (под торговым названием «Маринол»). Чуть позднее то же самое произошло в Канаде. Что касается стран Западной Европы, то в настоящий момент проходят исследования лечебного эффекта веществ, содержащихся в конопле. В частности, в трех берлинских клиниках проходит исследование, в ходе которого больным со СПИДом для снятия болей предлагается синтетический THC, экстракт конопли или плацебо.
Похоже, даже в консервативной Европе лед тоже тронулся: Федеральный конституционный суд Германии постановил, что пациенты Федерального института медикаментов и парафармации в Берлине имеют право подавать заявки на использование медикаментов, содержащих THC. Однако чиновники восприняли это решение чересчур буквально: просить можно, однако получать положительный ответ на прошение — никогда! Во всяком случае, до сего дня все прошения были отклонены.
Однако в соседней Швейцарии в продаже уже есть подобные лекарства, поэтому при необходимости ничего не стоит пересечь границу в поисках нужного препарата. В России сегодня вопрос об использовании THC-содержащих препаратов не актуален, во всяком случае, дискуссий на эту тему не ведется. Помимо этого, народная традиция лечить большинство заболеваний горячительными напитками вряд ли позволит в ближайшее время внедрить известный с древнейших времен опыт на нашу суровую почву.