Любое государство призывает или нанимает в армию людей, которые должны быть на страже его интересов круглые сутки семь дней в неделю. Но человек — существо несовершенное, и физиологическими законами функционирования его организма предусмотрен такой приятный для нас, но такой неприятный для армии и государства процесс, как сон.
Погружение в царство Морфея («Матрица» тут не при чем, это имя древнегреческого бога сновидений) позволяет человеку отдохнуть и восстановить силы. Однако, терять просто так драгоценное время в армейские планы не входит. Военачальники всех времен и народов мечтали о солдатах, не знающих усталости, боли и страха. Именно поэтому военной медицине пришлось вплотную заняться этим вопросом.
Первый достаточно тревожный сигнал поступил в конце XIX века из Германии. Солдаты и офицеры, которые возвращались с франко-прусской войны 1870-1871 годов, чуть ли не через одного оказывались морфинистами. Чтобы облегчить себе «тяготы и лишения воинской службы», многие кололи себе морфин, достаточно модное в то время лекарственное «средство» практически от всех болезней.
Войну-то они перенесли относительно неплохо, но, вернувшись к мирной жизни, не смогли отказаться от пагубной привычки. С точки зрения современных медицинских знаний о морфине и его производных — вполне понятно почему.
Чудесные орехи и волшебный порошок
Экспериментировала со своими солдатами и армия Франции. Наблюдая за туземными войнами в Африке, французы поражались выносливости воинов местных племен. Основную часть их рациона составляли свежие орехи растения Cola acuminata — кола заостренная. Африканцы рассказывали, что эти чудесные плоды и голод утоляют, и сил прибавляют, и спать после них не хочется, да еще и от болезней многих предохраняют.
Однако эти рассказы очень долгое время считали сказками, до тех пор, пока один из французских офицеров не поставил опыт на себе. Он размельчил орехи колы в порошок и бегал по африканским горам в течение 12 часов, не испытывая усталости. Рапорт взбодрившегося подполковника был замечен, и загадочным орехом вплотную занялись ученые, работу которых немедленно засекретили военные.
После тщательного анализа химического состава плодов колы выяснилось, что они содержат 2,5 процента кофеина и уникальный комплекс витаминов, микроэлементов и питательных веществ. Из орехов сделали экстракт и приготовили «сухари с ускорителем», которыми в 1885 году во время полевых клинических испытаний кормили целый батальон солдат. На «энергетических» (как бы их сейчас назвали) сухарях и воде военные без передышек отмаршировали 55 километров за 10 часов по африканскому зною.
Примечательно, что на следующий день, после ночного привала, батальон так же бодро вернулся в форт. Затем опыт повторили на более крупной воинской части — в марш на «ускорительном» пайке отправился целый полк. Результат был тем же. Казалось бы, все просто замечательно, но ряд побочных эффектов заставил отказаться от применения «чудесных сухарей» в чистом виде. Один из них был особенно неудобным в боевых условиях — экстракт орехов колы выступал в роли мощнейшего сексуального стимулятора.
Пришлось разводить «волшебный порошок» пищевыми продуктами, снижая побочные эффекты и, одновременно, ослабляя основное действие. Самым удачным оказалось смешивание экстракта с шоколадом. Настолько удачным, что шоколад до сих пор прописан в продовольственном пайке практически всех армий мира.
Водка с кокаином — это по-нашему
Основным же стимулятором и по совместительству стресс-протектором к началу XX века стал спирт (водка, шнапс и другие крепкие алкогольные напитки). Он не только поднимал боевой дух и позволял иначе смотреть на смерть, но и помогал преодолеть болевой шок во время ранения.
Во время Первой мировой войны в России был создан «окопный коктейль», после которого Тихий океан мог показаться лужей в подворотне. В состав снадобья входили кокаин и спирт. Во времена Гражданской войны этой адской смесью пользовались обе противостоявшие стороны. «Накоктейлившиеся» бойцы не ведали страха, усталости и боли. Но вот безболезненное возвращение к мирной жизни удалось потом не всем.
Во время Второй мировой войны спирт также был немаловажной частью поддержания боевой готовности солдат и офицеров, достаточно вспомнить «наркомовские» сто граммов. Зачастую он же выступал в роли общего анестетика при проведении хирургических вмешательств в полевых госпиталях.
Но научная мысль не стояла на месте, достижения химии и медицины позволили сделать достаточно большой прорыв в создании «универсальных» солдат. Уже тогда в армиях воюющих государств испытывались стимуляторы на основе первитина, эфедрина и амфетамина. В наше время аналогичные разработки также ведутся, однако для широких масс они остаются секретной информацией.
Таблетку мне, таблетку
Современные исследователи решают ту же задачу, что и их предшественники — создают «бессонного», неутомимого бойца. Руководитель исследовательского агентства Пентагона определил мотивацию подобных изысканий очень просто: «Устранение потребности во сне во время активных боевых действий фундаментально изменит стратегию и тактику ведения войны».
Одна из программ, разрабатывающихся в США — CAP (Continuous Assisted Performance Program). Ее руководитель Джон Карни (John Carney) определяет цель исследований как «семь дней и семь ночей без сна». При этом за основу берутся аналогичные способности птиц и животных. Широко известно, например, что дельфины постоянно находятся в состоянии бодрствования (иначе они просто не смогут дышать в водной среде). Белоголовые воробьи также в течение длительного периода не спят, одним словом, есть шанс найти решение проблемы у матушки-природы.
Другие программы ищут ответ у химии. Благо современные ее возможности поистине безграничны. Так, министерство обороны Великобритании закупило огромное количество психостимулятора с достаточно противоречивой репутацией для обеспечения своих войск в Ираке. Оборонное ведомство закупило более 24000 капсул препарата Provigil, который лицензирован в Британии и в США для применения только в случаях тяжелых психоневрологических нарушений, связанных с патологической дневной сонливостью.
Эксперты полагают, что этот психостимулятор можно использовать и «вне лицензии» для поддержания в состоянии постоянного бодрствования пилотов военной авиации и военнослужащих спецподразделений. Британцы начали использовать этот препарат еще в 2001 году в Афганистане, а Франция и США уже давно и активно используют психостимуляторы в своих армиях. Французский Иностранный легион использует подобные препараты с 1991 года, а в американской армии их широкое применение временно пристановлено после инцидента в апреле 2002 года.
Тогда в Кандагаре два пилота F-16 по ошибке разбомбили колонну канадских военных, в результате чего 4 человека погибли и 8 были ранены. Последовавшее расследование установило, что оба пилота находились под воздействием психостимулятора амфетамина, который получили перед выполнением задания. Англичане планируют использовать психостимулятор для поддержания «в форме» бойцов спецназа, который участвует в операциях длительностью более 48 часов, а также для пилотов во время длительного патрулирования воздушного пространства.
Следует отметить, что точный механизм действия, а также возможные побочные эффекты препарата Provigil неизвестны даже производителю. Согласно некоторым данным, Provigil может вызывать повышенную нервозность, возбуждение, раздражительность, головокружение и головную боль. Кроме того, возможны желудочно-кишечные расстройства (тошнота и боли в животе), повышение артериального давления и артимия.
Интерес военных к Provigil’у объясняется желанием найти альтернативу существующим стимуляторам — кофеину и амфетамину. Кофеин обладает достаточно низкой эффективностью, а амфетамин вызывает привыкание, перерастающее в амфетаминовую наркоманию.
И хочется, и колется
Итак, любое насилие над организмом опасно. Потому как он, организм этот, известен своей злопамятностью и мстительностью. И обязательно напомнит, что вот тогда-то и тогда-то его безжалостно лишили сна. Причем напомнит по своему усмотрению и «выбор оружия» всегда останется за ним. Но чаще всего страдает психика. Так, по информации Военно-медицинского исследовательского института Уолтера Рида (Walter Reed Army Institute of Research) каждый пятый американский солдат, возвращающийся из Ирака, страдает от психических расстройств, связанных с посттравматическим синдромом.
И после этого их включают в специальную правительственную программу, по которой раньше проходили только жертвы сексуального насилия. Там им прописывают экстази для избавления от неприятных воспоминаний и ночных кошмаров. В израильской армии для тех же целей намерены использовать основной психоактивный компонент марихуаны — дельта-9-тетрагидроканнабинол (ТГК).
C неменьшими трудностями в СССР сталкивалась психологическая реабилитация ветеранов афганской войны, только об этой проблеме скромно умалчивали. Солдатам и офицерам, принимавшим участие в операциях в Чечне, оказывалась психологическая помощь — по мере возможностей, конечно. Привлекались как военные психологи, так и психиатры.
А в феврале 2005 года в городе Новочеркасске Ростовской области создан центр реабилитации для сотрудников спецназа Северо-Кавказского округа внутренних войск (СКО ВВ), участвующих в контртеррористических операциях на территории Северного Кавказа. Курс лечения и реабилитации на базе центра смогут проходить одновременно до 20 человек.
Так что армия сначала пытается сделать так, чтобы солдаты не спали, а потом — чтобы они уснули. И если первое еще удается, то второе для некоторых людей превращается в огромную проблему. Особенно, если это не кадровый профессиональный военный, а неопытный новобранец. Очередную гонку между возможностями научно-технического прогресса и адаптационными ресурсами человеческого организма выигрывает прогресс. А проигрываем — и в прямом, и в переносном смысле — мы с вами.