Human Rights Watch (HRW) критикует Россию за отказ использовать заместительную терапию при лечении наркоманов. Однако, российские специалисты-медики уверены: толкая нашу страну на применение заместителей, западные правозащитники практически открыто навязывают России легализацию наркотиков.
«Несмотря на успешный опыт применения этих препаратов в десятках стран на протяжении нескольких десятилетий и активную поддержку со стороны Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Управления ООН по наркотикам и преступности, российское законодательство прямо запрещает использование метадона и бупренорфина», — значится в докладе HRW. В ответ на критику главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что считает подобные высказывания навязыванием абсолютно непригодной для российской реальности легализации наркотиков. Российские эксперты поддержали Онищенко. По их мнению, применение метадона может привести к вспышке метадоновых наркоманов в России.
Метадоновые наркоманы — не редкость в современном мире. Из последних скандалов, связанных с этим препаратом, наиболее громким стала смерть бывшей модели Playboy — 39-летней Анны Николь Смит. Согласно заключениям патологоанатомов, в качестве обезболивающего средства она, в частности, употребляла и метадон. Этот же препарат входил в состав наркотической смеси, от передозировки которой в сентябре 2006 года умер ее 20-летний сын. Большими дозами метадона любили побаловаться лидер рок-группы «Нирвана» Курт Кобэйн и легендарный Джон Леннон.
Метадон сегодня широко используется в Великобритании, Таиланде, Нидерландах; эпизодически — в некоторых центрах Австралии и Канады. Для долговременного лечения больных героиновой наркоманией метадон в той или иной степени используется в Австралии, Норвегии, Италии, Голландии и даже в США, несмотря на горький опыт, когда применение метадоновых программ не снизило количество наркоманов, зато значительно увеличило количество метадоновых передозировок с летальным исходом.
Под давлением международных организаций, эти программы недавно начали работать и в странах бывшего Варшавского договора — Польше, Румынии, Словакии, Словении и некоторых других. Наиболее активными лоббистами заместительной терапии (ЗМТ) сегодня являются Организация Объединенных Наций в лице Управления по контролю за наркотиками и борьбе с преступностью и Всемирная организация здравоохранения.
Как рассказал РБК daily координатор Международного центра антинаркотической политики Санкт-петербургского государственного университета Георгий Зазулин, на Россию в последние годы также оказывается давление со стороны ВОЗ. Тем же самым занимается и ряд западных фармацевтических компаний, планирующих расширить свои рынки сбыта, считают эксперты. Продвижение метадона связано еще и с тем, что владельцем патента на производство этого наркотика является богатая и известная медицинская компания Еly Lilly & Co. Любое производство метадона возможно только с уплатой определенного процента этой корпорации.
Если производителям все же удастся ввести в России метадоновую программу, то в стране может начаться повальное распространение наркоманов, считают эксперты. По словам Зазулина, дело в том, что если метадон будут выдавать в больницах или в общественных организациях всем потребляющим наркотики, то очень скоро он попадет на «черный рынок», а сами медицинские учреждения станут рассадником наркоманов. Кроме того, метадон проще производить, он дешевле героина и приятнее на вкус, а также из-за отсутствия необходимости внутривенного введения препарата он еще и оберегает наркоманов от ВИЧ. Что делает его практически «идеальным» наркотиком.
Однако нельзя забывать, что метадон вызывает такую же зависимость, как и героин. Причем метадоновая «ломка» происходит 3-4 недели, тогда как героиновая — несколько дней. Кроме того, передозировка препаратом почти в 100% случаев заканчивается летальным исходом.
Материал подготовлен службой информации Point.ru