Кокаиновая наркомания
Кокаин (снег, кок, девочка, дама, snow, coke, girl, lady) — алкалоид, получаемый из кустарника Erytroxylon coca — растения, произрастающего в Боливии и Перу. Неслучайно крестьяне этих государств жуют обладающие стимулирующим эффектом листья коки.
У кокаина длинная и богатая история, берущая начало со времен ацтеков и имеющая продолжение в наши дни. В VI в. н. э. перуанцы хоронили тела умерших с листьями коки, считая это «необходимостью» для загробной жизни. В XVI в. н. э. испанцы давали рабам, работавшим на золотых и серебряных копях, листья коки, чтобы держать их в повиновении. В виде алкалоида кокаин был выделен из листьев коки в 1859 г. С 1884 г. кокаин стал использоваться как местное анестезирующее средство (в офтальмологии и ларингологии). В этом же году 3. Фрейд публикует свой труд «Ueber Coca», в котором описывает кокаин как стимулятор ЦНС, используемый для лечения различных функциональных расстройств (неврастения) и предотвращения или смягчения абстинентного синдрома, вызванного морфином. В 1886 г. фармацевт Пембертон создает тонизирующий напиток кока-колу, и лишь в 1906 г. кокаин, входящий в состав бодрящего напитка, был заменен на кофеин.
Первая эпидемия кокаиномании возникла в Европе и США во время Первой мировой войны. Вначале она охватила офицерство воюющих армий Германии, Франции, США, а затем перекинулась в тыл. Популярности кокаина способствовали, во-первых, его доступность (воюющие армии снабжались обезболивающими средствами), во-вторых, простота употребления («нюханье») и, наконец, в-третьих, в отличие от морфия — отсутствие мучительной абстиненции при невозможности раздобыть очередную дозу. Затем, когда в Германии начался голод, немаловажным оказалось свойство кокаина подавлять аппетит.
К 1991 г. количество употребляющих кокаин увеличилось до 1,9 млн. за счет употребления «крэка» — более дешевого средства, в отличие от кокаиновой пудры. Последняя стоит более ста долларов за грамм. Для многих звезд Голливуда кокаиновая пудра — средство снятия напряжения, связанного с их профессией. Она позволяет длительное время обходиться без сна. Поэтому на многих актерских вечеринках существует мода предлагать гостям кокаин наряду со спиртными напитками. В России же отмечены единичные случаи употребления кокаина.
Способы употребления и эффекты кокаина
Известны три наиболее распространенные формы употребления кокаина: вдыхание через нос (нюханье), подкожно или внутривенно, путем курения. При употреблении через нос, а именно при интраназальном введении, порошок кокаина закладывается в ноздри, как в старину — понюшка нюхательного табака. Порошок начинает действовать через 5-10 минут.
Внутривенное введение алкалоида кокаина оказывает стремительное действие. На сленге его обозначают как «раш» (rash), т. е. «бросок». Именно на «кончике иглы» развиваются эйфория, чувство душевного и телесного блаженства, «любви» ко всем людям.
При употреблении кокаина путем курения используется «крэк». «Крэк» — это особым образом приготовленный кокаин, не разрушающийся при нагревании. Курят прессованный порошок в марихуановых или табачных сигаретах, а также в специальных трубках с водяным запором. Курение «крэка» оказывает быстрое действие, т. к. всасывание происходит по всей поверхности легких.
Менее распространенный способ — жевание листьев коки — использовался туземцами Центральной и Южной Америки. В этом случае действие кокаина наступает гораздо медленнее и выражено значительно слабее, чем при упомянутых выше способах введения, т. к. он инактивируется желудочным соком.
При остром воздействии на ЦНС кокаин повышает синаптические уровни дофамина, норадреналина и серотонина за счет подавления их обратного захвата. При хроническом злоупотреблении все это приводит к истощению уровня дофамина, падению его содержания в мозге и торможению нейротрансмиссии, что может привести к толерантности и синдрому отмены.
Кокаин активирует симпатическую нервную систему путем блокады обратного захвата норадреналина в пресинаптических нервных окончаниях и накопления его в пост-синаптических зонах рецепторов, что приводит к повышению АД, тахикардии, периферической вазоконстрикции, мидриазу, гипергликемии, тахипноэ, потоотделению, стимуляции мозговой деятельности, задержке мочеиспускания и запору, снижению чувства голода, повышению основного метаболизма, ускорению электрической активности мозга.
Кокаин обладает местным анестезирующим и вазоконстрикторным эффектами. Блокируя передачу нервных импульсов в периферических нервных волокнах, он снижает проницаемость клеточной мембраны для ионов Na, обеспечивая при этом обезболивающий эффект (наступает через 5 минут и длится до 45 минут). Способность кокаина вызывать вазоконстрикцию использовалась в хирургических операциях (отоларингологических), где важно уменьшение кровотечения и отека слизистых оболочек, для улучшения визуализации хирургического поля.
Клиника кокаиновой интоксикации
Касаясь клиники кокаиновой интоксикации, следует отметить, что типичное опьянение протекает как маниакальное состояние с выраженной эйфорией, повышенной активностью, самоуверенностью. Субъективно ощущается повышение творческих способностей, небывалая сообразительность, особая глубина и проникновенность собственных мыслей. Наблюдается приятное самочувствие, легкость во всем теле, повышение полового возбуждения. Быстро возникающая эйфория (в момент употребления кокаина) через несколько минут может смениться на дисфорию, тревогу, страх, агрессивность, апатию. При таком состоянии отмечаются соматические нарушения: учащение сердцебиения, повышение АД, расширение зрачков, чередование озноба с холодным потом и чувства жара во всем теле.
При передозировке кокаина на фоне тревоги, страха и растерянности возникает образный бред преследования, тактильные галлюцинации (ощущение ползания по телу насекомых с попытками их поймать, раздавить, уничтожить; расчесы кожи — симптом Маньяна). Слышатся звон в ушах, оклики по имени, отмечается любопытство ко всему окружающему. Возможны стереотипные движения губ и языка.
Соматические и неврологические нарушения при передозировке: сердечные аритмии, судорожные припадки, остановка сердца, угнетение дыхательного центра.
Приводим диагностические критерии кокаиновой интоксикации по DSM-III-R:
А. Недавнее потребление кокаина.
Б. Изменения поведения, носящие дезадаптивный характер (бессонница, эйфория, грандиозность, чрезмерный уровень бодрствования, психомоторная ажитация, воинственность, нарушения критики, социальной и профессиональной деятельности).
В. По меньшей мере два из следующих признаков наблюдаются в течение часа после употребления кокаина: 1) тахикардия; 2) увеличение АД; 3) насморк или кашель; 4) зрительные и тактильные галлюцинации.
Из-за быстрого разрушения кокаина в организме его принимают часто и небольшими дозами. Суточная доза может достигать 10 граммов. Существует мнение, что роста толерантности при злоупотреблении кокаином не наблюдается. На начальных этапах заболевания возникает даже повышение чувствительности к его воздействию. По данным других авторов, толерантность к кокаину развивается.
Постинтоксикационное и абстинентное состояние
Krash — «краш», «поломка» — состояние дисфории с раздражительностью, озлобленностью на себя и других при постинтоксикационном состоянии может сочетаться с астенией, тоской, тревогой. Оно сопровождается отчетливым желанием повторить прием кокаина. Постинтоксикационное состояние ослабевает через несколько часов или к концу суток, оставляя после себя только проявления астении. Если же дисфория не исчезает, а нарастает, то говорят о развитии абстинентного синдрома. Большинство исследователей считает, что физическая зависимость к кокаину при этом не формируется.
Вслед за постинтоксикационным состоянием развивается абстиненция. Ее особенность — чередование периодов послабления и усиления симптоматики. В период послабления наблюдается хороший сон, улучшение самочувствия, слабая тяга к кокаину. Такое состояние может смениться новым приступом дисфорической депрессии, тревожности, раздражительности и сильной потребности в кокаине. Воспоминания об эйфорических эффектах наркотика провоцирует развитие рецидива. Этот период отказа от приема до возобновления употребления наркотика может продолжаться до двух месяцев. На фоне абстиненции иногда наблюдаются бредовые идеи отношения и преследования, суицидальные мысли. Соматические проявления незначительны.
Диагностические критерии кокаиновой абстиненции по DSM-III-R:
А, Прекращение длительного потребления больших доз кокаина, после чего наступает дисфорическая депрессия с раздражительностью, тревожностью. Должен быть по меньшей мере один из следующих признаков (через сутки): утомление, бессонница или сонливость, психомоторная ажитация.
Б. Отсутствие связи с каким-либо соматическим или другим психическим расстройством.
Соматические осложнения и внешние признаки злоупотребления кокаином
К соматическим осложнениям при употреблении кокаина относят: 1) сердечно-сосудистые: а) острые — инфаркт миокарда, аритмия, внезапная смерть; б) хронические — кардиомиопатия, миокардит; 2) дыхательные: а) острые — пневмоторакс, отек легких, легочное кровотечение; б) хронические — «крэковое легкое», обострение астмы; 3) желудочно-кишечные: острые — гастродуоденальные перфорации, колит; 4) почечные — острая почечная недостаточность; 5) мозговые инсульты; 6) другие: а) сексуальные расстройства (вторичная импотенция, снижение эрекции, эякуляции, либидо); б) У женщин аменорея, бесплодие; в) кахексия (из-за подавления центра голода кокаином).
Внешние признаки злоупотребления кокаином: 1) перфорированная носовая перегородка; 2) «кокаиновые следы» — в месте последней инъекции оранжево-розовые кровоподтеки. Со временем они становятся желтыми или голубыми; 3) крэковый кератит - курение крэка приводит к анестезии, что при сильном растирании может привести к повреждению роговицы и ее инфицированию; 4) «крэковый палец» — мозоль большого пальца из-за многократных контактов колесика зажигалки с большим пальцем; 5) «крэковая рука» — почерневшие, гиперкератозные и ожоговые повреждения на внутренней стороне ладоней из-за постоянного обращения с горячими крэковыми трубками; 6) эрозия зубов — в результате перорального или интраназального применения кокаина происходит воздействие кислоты на зубную эмаль, появляются язвы на деснах в местах аппликации кокаина.
Психические последствия употребления кокаина
Психические последствия длительного приема кокаина—психозы (делирий, онейроид, параноид), психопатоподобные изменения личности и органический психосиндром.
Кокаиновый делирий возникает в течение суток с момента интоксикации и длится несколько дней. Характерен наплыв зрительных, слуховых, тактильных галлюцинаций. Содержание их меняется и связано с лабильностью эмоций. Галлюцинации то носят устрашающий характер, то вызывают необычный интерес. К тому же они могут стать причиной внезапной агрессии по отношению к окружающим.
Диагностические критерии кокаинового делирия по DSM-III-R:
А. Развитие делирия в течение 24 часов после употребления кокаина.
Б. Отсутствие связи с каким-либо физическим или другим психическим расстройством.
Кокаиновый онейроид встречается реже других психотических расстройств. Появляются «киноподобные» зрительные галлюцинации, пациент поглощен увиденным, полностью отрешен от реальной действительности. Длительность онейроида — от нескольких часов до нескольких дней.
Кокаиновый параноид развивается в течение часа-получаса после употребления кокаина и длится от нескольких дней до месяца и даже года. Картина кокаинового параноида обычно сводится к быстро возникающему бреду преследования, затем появляются озлобленность и агрессивность. Также характерны тактильные галлюцинации: больные ощущают ползающих по телу насекомых и червей (возникает убежденность, что они проникли под кожу). Предпринимаются попытки извлечь «кокаиновых жучков». Из-за этого на коже появляются множественные расчесы и царапины. Слуховые и зрительные галлюцинации встречаются эпизодически. Наряду с бредом преследования иногда развивается бред ревности или величия. Во время параноида сохраняется внешняя упорядоченность поведения, на окружающих такие люди не производят впечатления больных, могут индуцировать других.
Диагностические критерии кокаинового бредового расстройства по DSM-III-R:
A. Органический бредовой синдром, появляющийся вскоре после употреблениякокаина.
Б. Быстрое развитие бреда преследования, являющегося доминирующей клинической особенностью.
B. Отсутствие связи с каким-либо физическим или психическим расстройством.
Г. Психопатоподобные изменения личности, признаки органического психосиндрома (нарушения памяти, расстройства концентрации внимания, изменения мышления)
Формы злоупотребления кокаином
Касаясь формы употребления кокаином, следует отметить, что эпизодическое курение «крэка» чаще всего начинается по праздникам, в компании друзей. Перерывы переносятся без явлений абстиненции, возможны постинтоксикационные симптомы, длящиеся не более суток. Возобновление употребления происходит также под влиянием компании. Злокачественное периодическое злоупотребление — «бинджинг» (bindging), «загул» (напоминает алкогольные запои) — до двух суток. За этот период в организм поступает до 1 г и более кокаина. Прерывают «бинджинги» из-за невероятного изнеможения. Они сменяются постинтоксикационным состоянием («крашем»). Для смягчения «краша» используют алкоголь, снотворное, транквилизаторы в больших дозах. Силы восстанавливаются через 2-3 суток. Хроническое злоупотребление — ежедневный прием — приводит к быстрому формированию зависимости.
Скорость формирования зависимости к кокаину зависит от способа введения препарата (от наименьшей скорости — к наибольшей): перорального, интраназального, внутривенного, курения. Зависимость развивается в течение 2-4 лет от момента первого приема препарата.
Лечение кокаиновой наркомании
Лечение кокаиновой наркомании предусматривает купирование абстинентного синдрома и предупреждение рецидивов. Б. П. Керфут и соавт. (1998) дают следующие рекомендации лечения больных. При амбулаторном лечении прекращение приема кокаина производится одномоментно, а не постепенно. Обязательное условие — воздержание от употребления других психоактивных средств (алкоголь, марихуана). Пациенту необходимо изменить стиль жизни, чтобы исключить ситуации, провоцирующие применение кокаина (встречи со знакомыми наркоманами, посещение мест приема наркотика). Положительные эмоции у больного должны вызывать индивидуальное стимулирование прекращения употребления кокаина. Показаниями для стационарного лечения являются: внутривенное введение кокаина, злоупотребление несколькими психоактивными средствами (алкоголь, седатики), наличие соматических или психических заболеваний, социальные проблемы или отсутствие поддержки со стороны членов семьи, принудительное лечение по решению суда, повторный прием наркотика во время амбулаторного лечения, угроза причинения вреда себе и окружающим. Авторы рекомендуют психотерапевтические методы, включающие индивидуальную психотерапию, поведенческую терапию, программы самопомощи («Анонимные кокаинисты») и фармакологические методы лечения. Они считают, что существует много методов лечения пристрастия к кокаину. Среди них трудно выбрать один, идеально подходящий для конкретного больного.